За этим скромным названием скрывается большое желание ЕС не только получать информацию, но и предсказывать возможные энергетические кризисы, начиная от физического прекращения поставок энергоресурсов из третьих стран и заканчивая политическими пертурбациями, способными навредить Европе.
Решение о создании Информационной сети было принято на заседании Совета ЕС (саммите глав государств и правительств) 9 марта этого года. По задумке европейцев, система должна объединить специалистов из Секретариата Совета ЕС, Европейской комиссии и 27 стран-членов.
Кроме того, на систему будут работать и сотрудники всех 130 миссий Еврокомиссии в разных странах мира, а в Брюсселе, в Генеральном директорате международных отношений, создается специальная группа из пяти сотрудников, которые и будут заниматься обработкой и анализом получаемых сведений, а также предоставлять свои выводы комиссару по вопросам внешних связей Бените Ферреро-Вальднер и Совету ЕС.
10 мая стало отправной точкой для работы сети в присутствии Ферреро-Вальднер и комиссара по энергетике Андриса Пибалгса, который был скорее приглашенным гостем, чем активным участником, началась первая встреча сотрудников нового подразделения.
На официальном открытии Ферреро-Вальднер назвала три основные цели новой сети: мониторинг безопасности внешних поставок энергетических ресурсов, запуск механизма раннего предупреждения о возможном прекращении поставок, а также помощь в принятии решений ЕС в области энергобезопасности.
При этом сеть настолько замкнута на ЕС, что в нее не пригласили даже очень близких партнеров по Соглашению о зоне свободной торговли Исландию, Лихтенштейн, Норвегию и Швейцарию, очевидно, исповедуя принцип Ильфа и Петрова о спасении утопающих.
Как бы там ни было, но самое интересное о целях и задачах сети рассказывают только в кулуарах, и обязательно на условиях анонимности.
Как объяснил один из представителей Еврокомиссии, решение о создании такой сети вызрело, в том числе и на фоне двух конфликтов конца 2005 года начала 2006-го между Россией и Украиной, приведшего к приостановке поставок газа в Европу, и начала нынешнего года между Россией и Беларусью, отметившегося прекращением поставок Россией газа.
«В 2005 году конфликт между Украиной и Россией начался 17 декабря, а первое заседание Координационной группы по газу мы провели только 4 января, то есть через две недели после начала конфликта, когда поставки газа были уже остановлены. А ведь, имей мы достаточно информации, могли бы отреагировать намного быстрее», утверждает собеседник.
По его словам, сотрудники представительств Еврокомиссии в миссиях по всему миру будут собирать не только официальную информацию, но также использовать и персональные контакты с местными чиновниками и другими лицами, приближенными к поставкам энергоресурсов.
«Я, например, прекрасно знал, что конфликт с Украиной может закончиться прекращением поставок газа, продолжает представитель Еврокомиссии, и, естественно, эта информация была получена мной не по официальным каналам связи».
Новая информационная сеть, по словам ее создателей, должна не только обеспечивать сбор информации, но и предоставлять конкретные выводы о том, каким может быть удар для Европы в случае отключения той или иной трубы, идущей из третьих стран.
Не останутся без наблюдения и политические события, такие, как, например, состоявшаяся на минувшей неделе встреча президента России Владимира Путина с казахстанским коллегой Нурсултаном Назарбаевым или энергетический саммит в Кракове, собравший президентов Украины, Грузии, Азербайджана, Польши и Литвы.
«Кстати, обратите внимание, как «неожиданно» совпали эти мероприятия визит Путина в Астану, саммит в Польше, начало работы нашей сети. У каждого своя игра, и мы прекрасно знаем игру Путина. Сегодня у нас есть ответы на эти вызовы», говорит представитель Еврокомиссии.
Новая информационная сеть должна способствовать и неоднократно высказанному желанию европейцев говорить «одним голосом» в вопросах энергетической безопасности с третьими странами.
Как отметил комиссар ЕС господин Пибалгс, для того чтобы этот один голос выработать, необходима информация, а также общий анализ и общие выводы для всех 27 стран. Тем более, что и в самом Евросоюзе не все так просто.
Так, в том же 2006 году, когда неожиданно появились жалобы итальянцев на то, что они перестали получать газ, выяснилось, что газ пропадал не в Украине, а в соседней Словакии, которая, будучи напуганной прекращением поставок российского «голубого топлива», стала активно закачивать его в собственные подземные хранилища так, на всякий случай. Об этом тоже не принято говорить открыто, но еврочиновники хотят знать реальное состояние дел.
Госпожа Ферреро-Вальднер частично подтвердила это, сказав, что новая сеть должна раскрыть не только внешние, но и внутренние аспекты проблемы. «Речь идет об обмене информацией. Если вы хотите что-то спросить у других коллег, коллеги дадут ответ. И это очень хорошо знать, кто в чем может иметь потребность и способность. Это вопросы спроса, потребления и транзита», сказала комиссар.
На нынешнем этапе развития сети участие третьих стран в ней не предполагается. Однако возможность такого участия активно обсуждается. Так, Андрис Пибалгс отметил: «Если этот проект будет успешным, мы будем расширяться и приглашать страны ближайшего окружения, но в несколько ином формате… Главная задача это поставки энергоресурсов в ЕС и реакция на то, что происходит за его пределами. Таким образом, это дело клуба, и только участники клуба могут принимать участие».
Он также добавил, что в любом случае возможность расширения сотрудничества пока находится в далекой перспективе, потому что для начала надо наладить четкую координацию и работу сети.
Госпожа Ферреро-Вальднер также считает, что новый орган может способствовать улучшению сотрудничества с третьими странами и с Украиной, и со странами Каспийского моря, Центральной Азии, Черного и Средиземного морей, Африки. Но только в будущем.
Насколько отдаленным может быть это будущее покажет время. Сейчас же можно констатировать лишь то, что Европа обзавелась собственной «секретной службой» в вопросах энергетики. Об этом в какой-то мере может свидетельствовать употребленное Пибалгсом в разговоре с журналистами английское слово intelligence, которое может означать как ум, знания, так и разведку.
Правда, европейская разведка будет достаточно прозрачной, хотя методы, которые она планирует использовать в добыче необходимой информации, очевидно, не всегда будут оформлены протоколами официальных встреч или переговоров.
По мнению экспертов, создание Информационной сети лишь один из шагов в попытке противодействия ЕС желанию Москвы замкнуть на себя энергетическое обеспечение Евросоюза. И в этом противостоянии у ЕС достаточно большие шансы победить.